Роль личного и человеческого факторов в аварийности
Причины летных происшествий в подавляющем большинстве случаев связывают с ошибкой летчика, а также с плохим руководством и управлением полетами. Как правило, личностные (физические, психические и профессиональные) качества членов летных экипажей и лиц группы руководства полетами, объединяемые понятием «личный фактор», и считаются той главной причиной, которая в конце концов приводит к летному происшествию. На протяжении 60 лет, как показывает статистика, относительная доля летных происшествий по причине личного фактора составляет от 50 до 90% всех летных происшествий. Существует мнение, что по мере повышения надежности технических систем значение личного фактора увеличивается, поэтому снижение количества летных происшествий в будущем должно достигаться в основном путем устранения недостатков, несовершенств человека [23].
Содержание понятия «личный фактор» претерпело определенную эволюцию. Специалисты в области авиационной медицины и психологии под личным фактором понимают те отклонения в нервно-психической сфере летчика, которые могут быть конкретными причинами происшествий [16, 21]. Наиболее полную трактовку понятию «личный фактор» дал отечественный авиационный психолог С. Г. Геллерштейн [7]. По его определению, личный фактор — совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые могут быть поставлены В; связь с причинами возникновения, характером течения и исходом летного происшествия. ч —
Итак, понятие «личный фактор» охватывает летные способности, индивидуальные физические и психофизиологические особенности, эмоционально-волевые качества, состояние здоровья, физическую выносливость, психическую устойчивость, уровень профес- •сиональной и морально-психологической подготовленности к полетам, дисциплинированность.
При установлении причин летных происшествий в рубрику «личный фактор» стали относить все ошибки летчика, возникающие в результате заболеваний, функциональных нарушений организма под влиянием факторов полета, нарушений в методике обучения, недостатков в технике пилотирования, недисциплинированности. Постепенно понятие «личный фактор» стало отождествлять-
ся с понятием «ошибка летчика». Ограниченность концепции личного фактора при анализе ошибок летчика состоит в ее односторонности, учете только личных качеств человека в отрыве от особенностей авиационной техники, комплекса условий и факторов, влияющих на летчика в процессе его профессиональной деятельности.
Не случайно в авиационной практике систематически наблюдается комплекс ошибок, которые проявляются у здоровых, работоспособных, эмоционально устойчивых и хорошо подготовленных людей. Наиболее распространенным видом ошибок такого класса являются так называемые «провоцируемые» ошибки, вызываемые самими условиями и средствами летной деятельности. Известно, что человек при определенных условиях всегда испытывает затруднения, а порой допускает ошибки. И в авиации есть условия, провоцирующие ошибки подготовленного летчика. К таким условиям можно отнести:
— восприятие сигналов в условиях, близких к физиологическим пределам анализаторных систем;
-і— поступление неопределенной, ложной информации;
— принятие решений в условиях жесткого лимита времени;
— физиолого-гигиенический дискомфорт условий летного труда;
— антропометрическое несоответствие рабочих мест экипажа
размерам тела человека; ‘
— .недостатки оформления лицевых частей авиационных приборов, затрудняющие восприятие и оценку информации о параметрах полета, и др.
Перечисленные условия приводят к закономерным ошибкам, детерминированным ограничениями, которые характерны для всех летчиков при наличии объективных затруднений, обусловленных несоответствием процессов и средств деятельности психофизиологическим возможностям -.человека. Совокупность психофизиологических возможностей и ограничений человека, характерных для летного контингента в целом, неучет которых в конструкции авиационной техники, условиях и организации летной деятельности может приводить к ошибочным действиям, объединяет понятие «человеческий фактор».
Разграничение понятий личного и человеческого факторов имеет глубокий смысл. Если в понятии «личный фактор» подчеркиваются индивидуальные, преимущественно отрицательные характеристики конкретной личности летчика, которые мешают ей успешно управлять самолетом, то понятие «человеческий фактор» включает идею зависимости характеристик деятельности’ от особенностей’ используемого оборудования и условий труда. .Концепция человеческого фактора дает возможность найти причину, дифференцирующую личную вину летчика от ошибки, опосредованной объективными обстоятельствами, в частности техническим несовершенством оборудования.
В авиации ошибочные действия летчика обычно определяются как неправильные или несвоевременные действия по управлению
2* |
19
самолетом (или его оборудованием). ‘ Среди них выделяют две основные группы: ошибки случайные и закономерные.
Случайные ошибки, составляющие только 1—2% общего количества ошибок ілетчика, носят очень неустойчивый, временный характер. Наблюдаются они при выполнении как сложных, так и простых отработанных действий. Установить их причины крайне трудно. Иногда случайные ошибки происходят вследствие ослабления внимания, снижения чувствительности органов чувств в зависимости от времени суток, летной смены и т. п.
Закономерные ошибки можно, не только выявить, но и предвидеть,-Они, как правило, обусловлены следующими причинами:
— недостаточной профессиональной подготовкой (неустойчивостью навыка, недоученностью, утратой навыка после длительного перерыва в полетах, отрицательным переносом навыка и др.);
j— измененным состоянием человека (болезнью, утомлением, эмоциональной напряженностью, предстартовой лихорадкой, снижением работоспособности из-за воздействия на организм факторов; полета и т. д.);
индивидуальными психофизиологическими качествами летчика (недостатками внимания, памяти и др.); .
— личностными особенностями человека (недисциплинированностью, халатностью, небрежностью, переоценкой своих возможностей и т. д.);
— несоответствием оборудования, рабочего места экипажа характеристикам человека, задачам его деятельности;
— недостатками в организации управления полетами.
Каждый из перечисленных факторов может способстворать появлению ошибок в технике пилотирования, самолетовождении, боевом применении и эксплуатации авиационной техники.
Из приведенных ранее определений следует, что категория ошибки включена в систему деятельности человека, нацеленной на достижение заданного результата. Неосуществление цели, недостижение системой запрограммированного результата порождаются причинной зависимостью, выявление которой и определит суть ошибки.
К сожалению, и сегодня ошибки часто рассматривают как результат нарушения выполнения отдельных операций (например, при работе с органами управления). При этом упускается из виду, что Деятельность — это не отдельная реакция и не совокупность реакций человека на информацию, получаемую при помощи органов чувств. Человеческая’деятельность обязательно имеет мотивы и включает действия, которые определяются конкретной целью, и операции, являющиеся элементами выполнения действий. Ошибка может возникнуть на любых уровнях структуры деятельности.
На первом уровне — в1 процессе деятельности — ошибка возникает в результате изменения или искажения мотива, потребности, направленности деятельности.
На втором уровне — действий — ошибка возникает в результате непонимания, искажения цели, недостаточного развития образа
полета, обедненности, неполноценности оперативных образов, регулирующих действия. ,
На третьем уровне — операций — ошибка, проявляющаяся в невыполнении или в подмене операций, возникает в результате недостаточной автоматизации, интерференции навыков. Во многих случаях подобные ошибки относятся к третьему уровню только по внешнему проявлению, а по содержанию и причине —; к вышележащим уровням.
Следует сказать, что системный подход к деятельности присущ лишь последнему этапу психологических исследований в авиации. До недавнего времени движения, например, представлялись как элементарные операции, в осуществлении которых участвует навык (автоматизм), понятие «.образ полета» отсутствовало, т. е. места для психической регуляции не отводилось. В связи с этим ошибки трактовались механически, а. главной причиной их считалась недоученность. Вся деятельность летчика сводилась к схеме «стимул — реакция»,
Использование системного подхода предполагает опору на учение о целостной деятельности человека, при этом прежде всего учитывается связь ошибки с целью действия, с мотивом деятельности, признается недостаточным анализ ошибки только на уровне операций, рассматривается возможность происхождения ошибки вследствие искажения мотива и образа-цели. Системный подход позволяет вскрыть глубокие внутренние причины ошибок.
Рассмотрим пример системного анализа распространенной ошибки — «невыпуск шасси». Обычно эта ошибка связывается с недоученностью, с недостаточным закреплением навыка. Но при анализе всей совокупности — факторов, включающей личность летчика, его настроение, воздушную обстановку, можно установить, что причина может быть не в слабости навыка, а, например, в изменении цели.
Так, в одном из полетов летчик взлетел с подвесными баками, но вскоре получил указание вернуться на аэродром в связи с ухудшением погоды. Он поставил себе цель один раз пройти над стартом на форсаже, не выпуская шасси, чтобы уменьшить остаток топлива, однако при подлете получил дополнительное указание сбросить баки и немедленно садиться. На выравнивании летчик внезапно услышал команду «На второй круг», так как садился с невыпущенным шасси. Пример показывает, что изменение’цели — немедленная посадка вместо ранее намеченного пролета — и стало источником ошибки.
Другой летчик, выполняя полет по кругу, перед третьим разворотом приготовился выпустить шасси. В этот момент руководитель полета запросил сведения об остатке топлива. Летчик ответил: «Все в норме, шасси выпустил, три зеленые горят…» — и попытался выполнить посадку с убранным шасси. Психологическая суть данной ошибки состоит в следующем. Деятельность летчика в полете можно представить как непрерывную цепь выполняемых друг за другом действий: по окончании одного действия автома
тически начинается следующее. Если по какой-либо причине одно из действий пропущено из-за отвлечения внимания на другое, непредусмотренное, то высока вероятность того, что это действие так и не будет выполнено. В рассматриваемом случае летчик как бы «заменил» действие по выпуску шасси разговором с руководителем полетов и, продолжая заход на посадку, выполнял последующие действия с привычным динамическим стереотипом.
В летной практике известны также случаи, когда летчики забывали выпустить шасси, концентрируя внимание на устранении отклонений от посадочной траектории. Профилактические мероприятия по предупреждению одной и той же ошибки — невыпуска шасси—в рассмотренных примерах, естественно, должны быть разными. В первом случае можно ограничиться разъяснением психологической сущности ошибки. Во втором разъяснение следует дополнить тренировками (вводить в процессе полетов на тренажере отвлекающие моменты), обратить внимание руководителя полетов на необходимость дополнительного контроля за выпуском шасси. В третьем—-‘важно тренировать навыки распределения внимания при выполнении совмещенных действий.
Системный подход необходим при разборе двигательных ошибок типа перепутывания кнопок, тумблеров, которые из года в год повторяются, хотя тренаж направлен на отработку двигательного автоматизма. Обычно исследователи лишь устанавливают факт ошибки и расценивают ее как результат невнимательности или необученности. Следует расценивать эти ошибки не как причину аварий, а как системный признак, характеризующий взаимодействие человека с техникой.
Рассмотрим внутренние причины двигательных ошибок. Основной причиной мы считаем нарушение регуляции за счет ослабления роли чувствования, которому принадлежит главное место в регуляции движений [5, 15]. Большинство типовых ошибок летчика происходит в момент выполнения так называемых автоматизированных действий, т. е. в условиях, когда манипуляция органами управления производится без зрительного контроля и достаточного внимания.
Специфическая особенность профессиональных движений летчика при работе со многими тумблерами, переключателями состоит в том, что они протекают как совмещенные действия. Процесс формирования прочных навыков, необходимых для совмещения действий, представляет собой переход от контроля сознания за управляющими действиями при их выполнении к опоре на мышечные ощущения. Действия по выключению или включению тумблера структурно разобщены с основным действием пилотирования, например с выдерживанием самолета на пробеге и т. п., поэтому они могут не быть объектом целенаправленного внимания.
Кроме того, информация о выполненном движении поступает по тактильному и мышечному каналам. Если человеку предлагаются сходные по форме и способам манипулирования, а также расположённые рядом органы управления, то происходит не случай-
пая, а «провоцируется» закономерная ошибка, потому что она физиологична. Перед выполнением исполнительного движения возбуждается система корковых клеток в ожидании подкреплений в виде обратных нервных импульсов от выполненного движения. Хотя движение выполнено неправильно, но обратный импульс не сигнализирует об ошибке, и поэтому она не осознается, так как поступил сигнал, подтверждающий выполненное движение, а сознательный контроль направлен на другие действия.
Таким образом, автоматизированное движение может быть реализовано в виде не только правильного, но и ошибочного действия, если имеются условия, провоцирующие ошибку. Условия лет — ‘ной деятельности неблагоприятны с этой точки зрения, поскольку они, как правило, предполагают дефицит времени, обязательное совмещение действий на фоне концентрации внимания. на определенном действии, антропометрический дискомфорт, снижение тактильной и проприоцептивной чувствительности при работе в спец — снаряжении и перчатках.
Вывод: даже простые двигательные ошибки при работе с органами управления далеко не всегда можно отнести за счет недостаточного развития навыков, т. е. за счет недоученности летчика. Их причина может бвіть не в личном факторе, а в человеческом, т. е. они определяются системным качеством и должны предотвращаться путем оптимизации системы «летчик —с а м о — л е т», взаимодействия человека с оборудованием кабины.
Системный подход к рассмотрению ошибки как интегрального показателя взаимодействия человека с техникой позволил вскрыть совершенно новый класс ошибок: так называемые ошибки, овеществленные в технике ‘(т. е. связанные с человеческим фактором), из-за незнания (неучета) психических особенностей человека. Они обладают именно системным качеством, так как фактически не принадлежат отдельно ни человеку, ни самолету, а проявляются при взаимодействии двух основных подсистем.
Отсутствие системного подхода привело к тому, что ошибки, которые закладывались в технику (причина — в технике), впоследствии (по их проявлении) сводились к ошибке в деятельности, а следовательно, к ошибке по вине человека, по причине личного фактора. В результате использования принципов системного подхода наметился и второй путь в профилактике ошибок летчика: учет человеческого фактора в процессе проектирования самолета и его оборудования.
В заключение подчеркнем, что происхождение ошибки имеет не один источник. Каждая конкретная ошибка вызывается множеством причин. Если при этом можно выделить основную причину и установить связь причин, ошибка классифицируется как закономерная. Если ошибка вызывается неблагоприятным стечением многих обстоятельств, связь между которыми далеко не обязательна, ошибка считается случайной. С закономерными ошибками можно и должно бороться, но для этого надо выявить их причину, а не списывать за счет ‘вины летчика. Возникновение случайной ошибки меньше поддается регуляции, но этот вид ошибок встречается значительно реже и существенно меньше сказывается на безопасности полетов.
Случайные ошибки, как правило, — это ошибки, происходящие на уровне операций, когда подготовленный, здоровый летчик при кратковременном снижении бдительности в результате колебания внимания перепутывает орган управления, пропускает значимый сигнал. При конкретном анализе ошибочных действий следует ру— ководствоваться правилом: если ошибку невозможно предсказать и. после ее появления трудно установить причину, ее можно (условно) отнести к категории случайной.
Вышеизложенное показывает сложность такого обыденного на первый, взгляд явления, как ошибка летчика. Причина ошибки обладает системным качеством и не может быть выявлена вне анализа системы й основных связей между ее элементами.
Системный анализ ошибок летчика позволяет получить важные для практики выводы:
— ошибки чаще всего закономерны, и, следовательно, можно найти путь к их устранению;
•— ошибки не связаны исключительно с личным фактором, т. е. не всегда происходят по вине летчика, поэтому мероприятия, направленные только на усиление воспитания, подготовки и медицинского контроля, недостаточны;.
— многие — ошибки связаны с человеческим фактором, т. е. с недостатками взаимодействия летчика с техникой.
Отсюда вытекает необходимость конкретного анализа всех моментов этого взаимодействия в целях выработки рекомендаций по направленной подготовке летного состава; а также по инженерно- психологическому совершенствованию оборудования ЛА и его систем.